В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Чарли. Рожденный стать Бродягой

Кино

Более 12 недель

Чарли. Рожденный стать Бродягой

Автор: Александра Антонова

16 апреля 1889 года родился кинематографист, чей экранный образ стал кумиром миллионов зрителей и настоящей легендой немого кино

#ЧарлиЧаплин, #НемоеКино, #История

16 апреля 1889 года родился кинематографист, чей экранный образ стал кумиром миллионов зрителей и настоящей легендой немого кино

#ЧарлиЧаплин, #НемоеКино, #История

0%
По паспорту — британец, в душе — американец. В жизни — знаменитый комик Чарли, в кино —одинокий бродяга Шарло. Чтобы подробно описать всю жизнь Чарли Чаплина потребуется не одна сотня страниц. В предверии 127 годовщины рождения знаменитого комика предлагаем вспомнить «американскую» страницу его истории. Итак, Атлантический океан, еще неизвестный театральный комик плывет на встречу своей мечте…

Чарли-иммигрант
«Америка, я иду завоевывать тебя! Каждые мужчина, женщина и ребенок будут знать мое имя Чарльз Спенсер Чаплин!»
В далекие 1910-е Чаплин даже и не подозревал, что станет работать в кино. Он прибыл в Штаты с гастролями в составе британской комической труппы. Первые впечатления Чарли от Америки в последствие воплотились в одном из его короткометражных фильмов "Иммигрант".

2.jpg
Чарли Чаплин на съемках фильма «Иммигрант», 1917 год

Тот же мрачный, неприветливый Нью-Йорк, куда попадает неунывающий Бродяга, те же грубые официанты, готовые вышвырнуть несчастного посетителя из заведения за крохотную недосдачу (в реальности Чарли чуть было не ввязался в драку с барменом, который решил, что парень издевается над ним, разговаривая с неторопливым британским акцентом), ну и, конечно же, успешный кинорежиссер, проложивший иммигранту дорогу к его мечте. Для Чарли таким режиссером стал Мак Сеннет, разглядевшим в юном комике будущего талантливого актера. Так Чарли открылась долга в мир кино.

В 1913 году Чаплин заключил контракт со студией «Кистоун», где снимали «комедии пощечин», основанные на грубоватых шутках и гегах с разнообразными падениями, пинками, пощечинами и погонями (комедии с кистоуновскими полицейскими были любимым зрелищем американцев). В процессе работы на этой студии у Чарли начали просыпаться режиссерские навыки. Актер вечно предлагал множество решений, как сделать сюжеты еще смешнее, чем сразу же настроил против себя практически всех работников студии. Однажды Чаплин даже оказался на грани увольнения, но спас его неожиданно родившийся образ бродяги Шарло.

Мак Сеннет искал тогда идею для новой комедии и, заметив Чарли, приказал ему быстро загримироваться в любой комический образ. По пути в гримерку Чаплин уже придумал себе своего героя одновременно и бродяги, и джентльмена в мешковатых штанах, огромных ботинках, с тонкой бамбуковой тросточкой и слишком маленьким котелком. Как только Чарли наклеил маленькие усики и вышел из гримерки, у него в голове сложился и его характер.

Когда Чарли вернулся на студию, он уже был Бродягой. Минут десять под громогласный хохот Сеннета, небрежно помахивая тросточкой, Чаплин ходил вокруг режиссера и рассказывал ему о бродяжке Шарло: «он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он ученый, или герцог, и в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету». Таким был Шарло, моментально ставший любимцем Америки.

3.jpg
Кадр из фильма «Детские автомобильные гонки», первое появление Чаплина в образе Шарло, 1914 год

Карьера Чарли Чаплина пошла на взлет. Работая на разных студиях, он уже сам придумывал и создавал короткометражные комедии с участием Бродяги. Наиболее необычной стал фильм «На плечо!», в котором Шарло попадает на поле боя американской и германской армий. Комедия снималась в период первой мировой войны. Многие друзья Чарли сомневались, стоит ли смеяться над войной в такое время, да и сам Чаплин был весьма недоволен фильмом. Работа тянулась невыносимо долго, многие трюки не удавались, «сосредоточенность и вдохновение уносились словно ветром». Но когда картину увидел лучший друг Чаплина, актер Дуглас Фербенкс, он рассмеялся буквально до слез. Это было хорошим знаком. Фильм действительно имел оглушительный успех.

Здесь же на студии «Ферст Нешнл» Чаплин создал свой первый полнометражный фильм «Малыш». В работе над этой картиной режиссер постепенно ушел от грубых шуток и гегов, углубляясь в тонкую психологию своих персонажей. Чаплину удалось смешать два чистых жанра драмы и «комедии пощечин» то, что по мнению режиссеров сделать было невозможно. На создание данного фильма было затрачено более полумиллиона долларов, студия отказывалась возмещать Чаплину превышенную сумму и попыталась наложить арест на «Малыша», когда еще даже не был закончен монтаж. Но Чарли успел вывезти недоделанный материал из штата и тайно закончить работу, запершись в номере отеля. Завершенная комедия также тайно прибыла обратно в Нью-Йорк, где представители студии все еще намеревались произвести арест. Здесь Чаплину как никогда пригодился его талант перевоплощения. «В один прекрасный вечер через вестибюль отеля Ритц (где скрывался Чарли с «Малышом») прошла дама под густой вуалью и села в такси» это и был Чаплин, незаметно проскользнувший мимо дозорных.

4.jpg
Кадр из фильма «Малыш», 1921 год

После долгой борьбы с продюсерами «Малышу» все-таки удалось увидеть свет. Комедия действительно, как и говорилось во вступительных титрах «заставила зрителей улыбнуться и даже вызвала слезы». Критики тут же причислили «Малыша» к классике мирового кинематографа. Но на этом война со студией не окончилась.

Вскоре Чарли, вместе со своими друзьями актерами Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, а также режиссером Дэвидом Гриффитом узнали, что планируется слияние небольших студий с главенствующими прокатными, что сильно ограничило бы свободу актеров и режиссеров и существенно сократило их гонорары. Чтобы помешать прокатчикам молодые актеры заявили, что создают собственную независимую студию и будут свободно продавать свою продукцию. Так родилась кинокомпания «Юнайтед артист».


Фрагмент фильма «На плечо!» 1918 год

Охваченный «Золотой лихорадкой» и власть «Великого диктатора»
«Этот фильм должен быть величайшим фильмом эпохи!»
5.jpg
Кадр из фильма «Огни большого города» 1931 год

Работа в «Юнайтед арстист» стала новым этапом в творчестве Чарли Чаплина. В это время он создал свои самые известные полнометражные картины («Парижанка», «Цирк», «Огни большого города», «Новые времена» и другие), приносящие компании многомиллионный доход. Одним из этих фильмов стала «Золотая лихорадка» первая комедия студии. Чаплин хотел создать фильм, который затмил бы даже «Малыша». Но в поисках темы для новой картины Чарли зашел в тупик.
Он много дней ломал голову, пока однажды не увидел стереоскопические снимки с изображением Аляски и Клондайка. На одном из снимков была запечатлена длинная цепочка золотоискателей.

Эта тема стала неисчерпаемым источником вдохновения. Как это ни парадоксально, но самые смешные моменты «Золотой лихорадки» были рождены из наиболее трагических ситуаций. Например, знаменитый эпизод, в котором Шарло с аппетитом поглощает собственный ботинок, был подсказан реальным случаем из истории отряда Доннера, где многие, изнемогая от голода, начали варить собственную обувь. Как и предыдущие картины Чарли Чаплина, «Золотая лихорадка» также сильно полюбилась зрителю как в Штатах, так и за океаном.

6.jpg  
Чарли Чаплин за работой над «Золотой лихорадкой», 1925 год

Наступали новые времена. Звуковые фильмы постепенно вытесняли немое кино. Все ждали, когда же их любимец Бродяга заговорит. Чаплин долго сопротивлялся приходу звука, продолжая снимать комедии, основанные на пантомиме: «Я твердо решил по-прежнему делать немые фильмы – мне казалось, что для всякого рода зрелищ найдется место. К тому же я был актером пантомимы, в этом искусстве единственны своем роде и, скажу без ложной скромности, настоящим мастером».

Но в душе уже зародилась тревога относительно будущего карьеры. Успех немых картин в эру звукового кино не мог длиться вечно. Удержаться на плаву Чаплину помогла идея создания «Великого диктатора». Друзья уже давно предлагали ему сделать пародию на пришедшего к власти Гитлера. Шарло, рожденный мимом, заговорить не мог, но Чарли в роли диктатора мог спокойно выступать с речами перед многотысячной толпой.

7.jpg  
Кадр из фильма «Великий диктатор», 1940 год

В разгар работы над сценарием «Великого диктатора» Чарли вдруг начал получать тревожные вести, что у фильма будут большие проблемы с цензурой. Война тогда еще не началась, но над миром уже скапливались темные тучи фашистской угрозы. Чаплина уверяли, что подобная сатира не может быть показана ни в Америке, ни в Англии, ни в какой-либо другой стране. Но режиссер твердо решил создать свой фильм, высмеять «бредовые идеи о чистокровной расе», даже если ему придется за свой счет арендовать просмотровые залы.

Но как только разразилась война с Германией, народ уже ждал выхода «Великого диктатора». Фильм не сходил с экранов много месяцев, Чаплина приглашали на радио читать финальную речь своего диктатора, а однажды даже попросили выступить на митинге помощи России в войне, где он призывал американцев вступить в войну и помочь странам-союзницам. И именно с этого момента у Чаплина начались неприятности.


Фрагмент фильма «Золотая лихорадка»

Чарли-беглец
«Мне казалось немыслимым, что я совсем потерял любовь американцев, не верил я и в то, что они окажутся настолько политически сознательными и столь лишенными юмора, что будут бойкотировать человека, который умеет их рассмешить.»
После того, как Германия была разгромлена, началась новая идеологическая холодная война между Соединенными штатами и Советским союзом. В Америке началась эпоха «красной паники» и новой «охоты на ведьм» сенатора Джозефа Маккарти. Многие из вас, возможно, знают о работе комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, о «Голливудской десятке» - черном списке кинематографистов, которым запретили работать в Голливуде из-за причастности к коммунистической партии (среди них был известный сценарист Далтон Трамбо).

8.jpeg
Чарли Чаплин и маленький бродяжка Шарло

Повестки в суд Чаплину избежать удалось, но не гонений, которые преследовали режиссера повсюду. Любимец Америки мгновенно превратился в заклятого врага. Все воодушевляющие речи Чаплина, которые так горячо принимала публика в сороковые годы, мгновенно стали вдруг основой для обвинений. Его подозревали в причастности к коммунистам, упрекали в том, что он не принял американское гражданство.

Во время «охоты на ведьм» Чарли работал над своим новым фильмом «Месье Верду», в котором главный герой – убийца, напоминающий героя сказки братьев Гримм Синюю бороду. В этом фильме Чаплин впервые уходит от образа Бродяги. Картина подверглась жесточайшей цензуре. Комиссия нашла почти полсотни причин для запрета сценария, вплоть до того, что в ванной героя стоит унитаз.

Казалось, что общество вдруг резко потеряло всякое чувство юмора. Однако во время правок фильму совершенно неожиданно дали «зеленый свет». На премьере «Месье Верду» зритель смеялся, но уже не так как во время «Золотой лихорадки» или «Малыша», а как-то вымученно, совершенно не искренне, будто пытаясь убедить самого себя, что комедия хороша. Вскоре после премьеры первые полосы газет заискрились фотографиями с изображением огромной толпы недовольных, скандирующих лозунги: «Чаплин – прихвостень коммунистов!», «Выслать Чаплина в Россию!».

9.jpg
Два великих комика немого кино Бастер Китон и Чарли Чаплин в фильме «Огни Рампы»

Прокатные студии, приобретающие новую картину Чарли, получали массу угроз от влиятельных лиц и Католического легиона и отменяли демонстрацию фильма. Компания «Юнайтед арстит» встала перед серьезным финансовым кризисом и вскоре распалась. Но Чаплин, не падая духом, создал свой последний американский фильм «Огни рампы», вернув на экраны всеми любимого Шарло. К сожалению, репортеры безжалостно разгромили картину.

Америка отвернулась от своего кумира. Чарли осталось только под предлогом отпуска получить у правительства разрешения на время покинуть страну, сесть на пароход и, скрывшись от всех, уплыть в Европу: «Я был постыдно заперт в своей каюте и мог лишь тайком выглядывать в иллюминатор». В Швейцарии режиссер решил никогда больше не возвращаться в Штаты.


Фрагмент фильма «Месье Верду» предсмертная речь главного героя.

Бродяга вернулся в Голливуд только один раз и всего на несколько дней. В 1972 году Чарли Чаплин приехал на вручение своего второго почетного «Оскара».

Комментарии

0