В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

MAD MAX: безумие длиною в 30 лет

Кино

Более 12 недель

MAD MAX: безумие длиною в 30 лет

Автор: Александра Антонова

Легко ли далось режиссеру Джорджу Миллеру воскрешение Макса Рокатански и достаточной ли наградой стали для него 6 статуэток Оскар?

#БезумныйМакс, #MadMax, #ДжорджМиллер

1126

0

Автор: Александра Антонова

Легко ли далось режиссеру Джорджу Миллеру воскрешение Макса Рокатански и достаточной ли наградой стали для него 6 статуэток Оскар?

#БезумныйМакс, #MadMax, #ДжорджМиллер

0%
Большинство зрителей, пришедших в прошлом году на премьеру кинофильма «Безумный Макс: Дорога Ярости» считают, что это первый фильм о Максе Рокатански от режиссера Джорджа Миллера. Многие из этого же числа зрителей также думают, что самым ярким экшеном до этой картины у Миллера был фильм о приключениях поросенка Бейба.

Действительно, современный «Макс» получился настолько самодостаточным фильмом, что подозревать его в богатой истории не было и поводова. И только настоящие фанаты безумия знают, что у истоков этой картины еще в далеких 80-х стоит самая первая яркая, легендарная и безумная трилогия, мгновенно прославившая молодого, никому не известного австралийского режиссера (Миллер) и такого же молодого и начинающего австралийского актера (Гибсон).

Джорджу Миллеру потребовалось тридцать лет, более 100 миллионов долларов и порядка 70 разбитых вдребезги машин, чтобы воскресить легенду о безумном Максе. Четвертая серия не только стала самой коммерчески успешной картиной франшизы, но и собрала 6 золотых статуэток на кинопремии «Оскар» в этом году (монтаж, работа художника-постановщика, костюмы, грим, звук и звуковой монтаж). Стал ли «Безумный Макс: Дорога ярости» возвращением к прошлому или же альтернативной историей самого знаменитого воина дорог?

Режиссер не только представляет зрителю совершенно нового героя, бегущего «от живых и от мертвых». Этот Макс уже не похож на храброго, мрачного одиночку с долей рыцарской чести и героизма, сыгранного Мелом Гибсоном. Более того, Джордж Миллер создал мир, уже не основанный на реально существующих странах. Если действие предшествующих картин происходит в постапокалиптической Австралии, то в четвертом фильме герои существуют уже в иной реальности. По иронии судьбы Миллеру даже пришлось снимать фильм в разных частях света. Именно в тот год, когда режиссер уже готов был приступить к съемкам, в Австралии вдруг полились обильные дожди, и вся пустыня зацвела буйным цветом, так что всей съемочной группе пришлось перебраться в Намибию. Однако, чтобы разобраться в образах, рожденных в картине «Дорога ярости», стоит вернуться к началу и проследить как развивался и менялся мир «Безумного Макса».

Мир

Франшиза Джорджа Миллера снята в стилистике дизельпанк. Это мир, в котором машина уже не просто транспорт, это гарантия твоего выживания, а для некоторых даже объект поклонения. В четвертом фильме о безумном Максе люди уподобляют себя машинам. Например, сердце у них становится мотором, который в любой момент может заглохнуть. Пространство Цитадели – царства Несмертого Джо – это истощенный, непригодный для жизни, безумный мир. Люди в нем изуродованы тяжелейшими болезнями. Раковые опухоли для них - это «свои чуваки». Один из персонажей очень трогательно дает им имена: Лари и Бари.

Кадр из фильма «Безумный Макс», 1979 год. Бюджет картины обошелся всего в 350 тысяч долларов, а прибыль составила более 25 миллионов долларов. Особым успехом фильм пользовался в Японии Кадр из фильма «Безумный Макс 2: Воин дороги», 1981 год. Во время создания сценария вдохновением Миллеру послужили фильмы о самураях Акиры Куросавы
Безумный Макс 01

1

/


С другой стороны, машины перенимают некоторые черты, присущие живому существу. В одной из сцен погони фуру, на которой едут герои, заносит песком, и в следующую секунду крупным планом показывается, как убираются затворы с воздухозаборника, и при этом явно слышится вздох, будто, преодолев заслон из песка, машина действительно вновь задышала. Более того рев машин уже становится частью музыкального оформления, выходя за пределы кадра в высшую реальность.

Огромную роль в музыке играют ударные, звуки которых сопровождают воинов в каждой битве. И даны они здесь не только для мощного эффекта. Как известно, ударные в большей степени влияют на подсознание людей, за счет четкого ритма погружая их в транс, позволяя высвободить животную энергию. Уже в самом названии режиссер делает акцент исключительно на чувства: на ярость и безумие – те эмоции, которые способны полностью подавить рассудок.

В четвертой серии «Безумного Макса» показан, по сути, древний мир, в котором разум не властен. Несмертному Джо – тирану - все поклоняются, как великому богу, сопровождающего избранных воинов в царство мертвых Вальгалу (прямое заимствование из скандинавской мифологии). Его же воины обретают демонические черты: белая кожа, черные глаза, изрезанные губы, напоминающие оскал черепа. Символика смерти присутствовала уже и в облике злодеев второй части: черная одежда, вороньи перья, черепа на машинах. Но здесь Миллер усиливает этот образ, намеренно лишая персонажей человеческих черт, делая их обитателями потустороннего мира.

Однако подобный мировой регресс начался далеко не сразу. В первой части франшизы весь мир находится якобы в «20 веке». Австралию еще не поглотила пустыня, города не разрушены, люди все так же ходят на работу. Но уже есть намеки на будущую катастрофу. С первых кадров перед нами предстает мир, охваченный безумием, словно распыленным в воздухе. Сумасшедшими оказываются не только преступники, но и полицейские (сотрудники Основного Силового Патруля). В этом мире выживает тот, кто сильнее, быстрее, свирепее. В образах главных злодеев фильма явно прослеживаются звериные черты. Они врываются в город с дикими воплями, лазают по столбам и в прямом смысле слова охотятся на людей, медленно и терпеливо выслеживая свою добычу.

Но со временем человечество все больше погружается в «темные века». Во втором фильме огнестрельное оружие постепенно заменяют луки и арбалеты, в одежде героев появляются элементы доспехов и звериные шкуры. Люди возводят крепости, ведут сельское хозяйство, или кочуют с места на место, наживаясь разбоем и участвуя в бесконечных войнах за лучшую территорию.
  
Невероятно сильно из общей картины выбивается третья часть франшизы – «Безумный Макс: Под куполом грома». В нем уже нет того обратного движения в развитии человечества. Город, в который попадает Макс, скорее, действует по законам карнавала. Перед нами предстает картина перевернутой, изуродованной жизни. Город, в прямом смысле слова, держится на дерьме, так как оно является источником метана. Все персонажи в этом мире либо показаны гротескно, как гений-карлик верхом на безмозглом великане, либо носят маски и цирковые костюмы. Жизнь становится лишь разменной монетой, а любое событие, будь-то наказание или даже смерть, преподносится как шоу.
  
3 (1).jpg
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 год. Для съемки было создано около 100 уникальных автомобилей, большая часть которых не уцелела 
   
Персонажи

Здесь хочется подробнее остановиться на эволюции образа героинь, борющихся со всем злом и безумием окружающего мира. Думаю, что отряд воинственных амазонок, успешно свергнувший власть тирана в четвертой части, запомнился многим. Именно женщина в этом фильме является двигателем сюжета. Если в предыдущих частях никто не мог начать решительных действий без помощи Макса, то здесь, наоборот, несчастный герой вынужден действовать под началом Фуриосы. Эта героиня является своего рода двойником Макса. Сходства есть не только в их именах, но и судьбах. Ими обоими движет желание искупления прошлых деяний, оба оказались вырваны из их родного мира.

Тина Тернер в роли Тетушки Энтинити в фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома», 1985 год. Ее песня «We Don’t Need Another Hero» из этой картины стала международным хитом Вирджиния Хей в роли Воительницы из второй части трилогии «Безумный Макс 2: Воин дороги», 1981 год. Ее первая роль в кино. После этого актриса снилась в более 20-ти фильмах
Безумный макс 02

1

/


Режиссер Джордж Миллер к такому образу пришел не сразу. В первой части франшизы женский персонаж, как и во всех остальных частях, будет хранителем надежды на новую счастливую жизнь. Именно героини во всех четырех фильмах сохраняют воспоминания о прошлом, выращивают овощи и фрукты, рожают и воспитывают детей. Однако в самом первом фильме героиня еще бессильна перед лицом опасности. Она становится жертвой безжалостного, безумного мира. Та же судьба будет и у воительницы из второй части. Да, она метко стреляет из лука, готова вступить в бой с врагом. Но у нее нет шансов выжить. Она также оказывается жертвой, на этот раз из-за нелепой ошибки.

В третьем фильме женщины изо всех сил стараются взять ситуацию в свои руки. Невозможно забыть блистательную героиню Тины Тернер – основательницу города. Однако сколько бы уверенности и силы она не излучала, по сути, эта героиня лишена какой-либо власти. Она не может самостоятельно справится с бунтующим карликом, раз в неделю перерубающим электричество всему городу, и даже не в силах принять твердое решение, вынуждена делать то, что требует толпа. Противостоит же ей группа потерянных детей, мечтающих улететь в страну волшебного телевидения и домов, скребущих крышами небо. Именно эти «потерянные мальчишки и девчонки», лупя сковородками всех бравых воинов, с легкостью разносят весь город, а потом после короткой погони действительно улетают в свою «Небыляндию», где дарят жизнь новому поколению.

6 (1).jpg
Шарлиз Терон в образе Фуриосы «Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 год. Для актрисы работа над этой ролью оказалась самой тяжелой в ее карьере    

Герой

Макс – одиночка, не признающий своего героизма и не желающий распоряжаться ничьей жизнью кроме собственной. Однако выбирать ему не приходится, так как он был и остается единственным героем в этом пустом и диком мире. Во второй части по воле случая, Макс оказывается втянут в войну между двумя племенами. Как ни старается герой не ввязываться в чужие игры, все как обычно выходит из-под контроля, и постепенно начинает раскрываться истинный образ этого героя.

Мел Гибсон в фильмах «Безумный Макс» и «Безумный Макс 2: Воин Дороги». По словам Джорджа Миллера, актер ни на минуту не покидал съемочную площадку, предпочитая готовиться к роли прямо на ней Мел Гибсон в фильмах «Безумный Макс» и «Безумный Макс 2: Воин Дороги». По словам Джорджа Миллера, актер ни на минуту не покидал съемочную площадку, предпочитая готовиться к роли прямо на ней
Безумный Макс 03

1

/


Для каждого из персонажей, выживающего в пустынной Австралии, Макс - чужак. И, тем не менее, люди отказываются его отпускать, видя в нем своего спасителя. Макс действительно прокладывает героям путь в мир лучшей жизни. Причем, как он ни старается избежать этой участи, судьба направляет его по этому пути, не оставляя выбора.

В последней же части франшизы Миллер создает более глубокий психологический портрет главного героя. В «Дороге ярости» режиссер делает акцент на безумии Макса. Призраки, преследующие героя, действительно не покидают его ни на минуту. Перед нами уже не воин дороги, а одичавший странник, стремящийся сбежать от всего, что является перед его взором. Но здесь, в отличие от второй ленты, его действия более мотивированы. Спасение девушек является для Макса своего рода искуплением. Но если в прошлом фильме герой отделался лишь фразой: «Поверьте, у меня нет выбора!», - то здесь через череду образов Миллер объясняет зрителю, почему Макс действительно должен спасти несчастных беглянок.

Любопытно то, что четвертая часть франшизы является альтернативной историей судьбы главного героя, созданной в основном по мотивам «Воина дорог». В последнем фильме Джордж Миллер возвращает образ Макса из второй картины: знаменитая черная кожаная куртка с одним рукавом, на ноге железный протез, а рядом все та же черная тачка, на которой Мэл Гибсон колесил в первых двух частях, и которая разлетелась на куски, так и не дожив до третьего фильма. Но, используя старые образы, режиссер не делает жесткой привязки к предыдущим картинам. Если во второй части в видениях Макса Миллер использовал кадры смерти жены героя из первого фильма, то сейчас он все создает заново: новые лица, образы, никак не фигурирующие в предыдущих лентах.

9.jpg
Том Харди в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 год. На протяжении всех съемок у актера было несколько дублеров, таким образам на площадке находилось одновременно 5-6 Максов

 «Безумный Макс: Дорога ярости» - это не столько возрождение франшизы, сколько ее перерождение. Это яркий сплав, состоящий не только из новых ярких персонажей и мест, оглушающих взрывов и зрелищных сражений, но и старых, запоминающихся образов, благодаря которым новая история безумного Макса сохраняет связь с ее легендарным прошлым.

Музыкальный P.S.: Прочувствовать атмосферу "Дороги Ярости" поможет оригинальный саундтрек к Безумному Максу, созданный знаменитым нидерландским музыкантом Томом Холкенборгом, более известным как Junkie XL... 

Комментарии

0