В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Туннель в прошлое, или как превратить пешеходный переход в произведение искусства

Поток

Более 12 недель

Туннель в прошлое, или как превратить пешеходный переход в произведение искусства

Автор: Маша Швец

Прогулка по обычному туннелю в Амстердаме теперь сродни путешествию во времени – пространство, соединяющее исторический центр с современной набережной, вместило в себя целый век истории Голландии.

#Амстердам, #Туннель, #Живопись, #Плитка

736

0

Автор: Маша Швец

Прогулка по обычному туннелю в Амстердаме теперь сродни путешествию во времени – пространство, соединяющее исторический центр с современной набережной, вместило в себя целый век истории Голландии.

#Амстердам, #Туннель, #Живопись, #Плитка

0%
В марте этого года в Амстердаме появилась новая достопримечательность: пешеходно-велосипедный туннель длиною 110 метров, оформленный по проекту дизайн-студии Benthem Crouwel. Отличный пример синтеза традиций и инноваций, соединенных для создания современного городского пространства, рассказывает нам о прошлом страны через три неотъемлемых ее составляющих: корабли, плитка и синий цвет.

Пешеходная сторона туннеля Пешеходная сторона тоннеля
Амстердам 01

1

/


Изображение кораблей на стенах пешеходной части туннеля отсылает нас к XVII столетию, известному как «Золотой век голландской живописи». К концу XVI века Нидерланды в результате революции разделяются на две части: католическую Фландрию, оставшуюся под правительством Испании, и протестантскую Голландию, обретшую независимость.

Поначалу голландцам было не до культуры: все внимание было сосредоточено на выживании и решении экономических и социальных проблем новоиспеченного государства. Но уже в начале XVII века искусство в стране переживает небывалый рассвет: спрос на картины приобретает широчайший размах, мода на голландские натюрморты и пейзажи распространяется на все слои общества.

Спрос рождает предложение и Голландия становится страной рекордсменом по количеству художников на душу населения. Чтобы хоть как-то оптимизировать арт-рынок того времени, каждый живописец даже внутри одного жанра получает свою специализацию на всю жизнь: пишет только ночные пожары, виды со старыми мельницами или, например, марины – морские пейзажи.

Внутри специализаций также появляется «разделение труда» – мирное море или бушующее, ясные дни или закаты – все это находилось в юрисдикции отдельных художников. Морские виды пользовались особой популярностью неспроста, ведь XVII век – это время великих географических открытий и расцвета морской торговли, чему и было обязано благосостояние страны.

Ян ван Гойен. Харлемское море, 1656 год Корнелис Боумистер. Голландские и английские корабли Ост-Индской компании в рейдах Роттердама, конец 17 века Виллем ван де Вельде Младший. Битва при Текселе, 1687 год
Амст_02

1

/


Со временем морские пейзажи и величественные суда с картин «переплыли» на поверхности керамических изделий – известных на весь мир произведений из «дельфтского фарфора». Именно к этому, второму символу Голландии, отсылают нас современные дизайнеры. «Дельфтский фарфор», который на самом деле был не фарфором, а фаянсом, то есть керамической массой иного состава, пользовался большим спросом по всей Европе. Связано это было с модой на все китайское, или «шинуазри», - в то время Китай открыл свои границы, и в Европу хлынул поток невиданных восточных товаров, в числе которых – неизвестный тогда фарфор.

Белоснежные полупрозрачные изделия, покрытые кобальтовой росписью, завораживали европейцев. Предметы стоили огромных денег, а рецепт самого материала не мог разгадать ни один алхимик. Конечно, многие пытались подделать фарфор, но голландские гончары пошли по другому пути: создавали изделия из местной глины, покрывали слоями свинцовой глазури и синей росписью, не выдавая их за фарфоровые, а лишь подражая внешнему виду последних. И не прогадали: от желающих приобрести относительно дешевые изделия очень похожие на фарфор просто не было отбоя. Основной продукцией дельфтских мастеров была сине-белая посуда и облицовочная плитка.

Голландское панно на морскую тематику, 1637 год 16 изразцов со сценой китобойного промысла, Голландия, 17 век
Амст_03

1

/


Особой популярностью керамическая плитка, кстати, пользовалась у нас в России. Любителем голландского искусства и быта был Петр I, и по его приказу в Санкт-Петербурге – новой столице страны - возводились здания в стиле голландского барокко. Внутри них располагались целые «плиточные интерьеры», где всё – печи, стены и потолки - было выложено голландской бело-синей плиткой.

В современном туннеле Амстердама дизайнеры отнеслись со вниманием к традициям – размер каждой из 46 тысяч плиток на стене и 33 тысяч на полу классический - 13х13 см. На изготовление этих плиток у керамической компании Royal Tichelaar Makkum ушло пять лет. За основу росписи туннеля взято произведение Корнелиса Боумистера – голландского мастера по росписи плитки, жившего с 1652 по 1733 годы.

Корнелиус Боумистер. Керамическое панно с изображением рыболовецких судов Роттердама, 1700-1725 годы Фрагмент ручной росписи современного туннеля Плитка для облицовки современного туннеля
Амст_04

1

/


Каждый день 1500 велосипедистов и пешеходов могут воочию наблюдать большие и маленькие торговые суда; их сети наполнены свежей сельдью, а вокруг кружат кричащие чайки. Часть туннеля выложена плитками без росписи, но декоративный эффект достигается за счет различий оттенков синих плиток.

Общий вид на декор туннеля Градиентная плитка передает мерцание воды Общий вид туннеля: слева - сторона для пешеходов, справа – для велосипедистов
Амст_05

1

/


Современные мастера из дизайн-студии Benthem Crouwel органично и эстетично вписали в городское пространство целый пласт истории своей страны. Скругленные углы тоннеля, светодиодная подсветка и звукопоглощающий асфальт отвечают требованиям XXI века, а мотив старинных кораблей, нанесенный вручную синей краской на белоснежный фон, отсылает нас на четыре столетия назад. Выложенные градиентом плитки будто передают мерцание волн на солнце, изгиб стен выгодно подчеркивает мачты кораблей, заставляя паруса натягиваться под порывами ветра и мчаться суда навстречу будущему.

Примечательно и то, что туннель располагается у Центрального вокзала Амстердама (Stationsplein, 1012 AB Amsterdam). Множество туристов, только что приехавших в столицу Голландии, теперь могут в первые же минуты своего путешествия окунуться в историю страны и получить правильный настрой для своего пребывания в Амстердаме.

Автор

Маша Швец

Комментарии

0

Материалы автора

Василий Кандинский

1

Более 12 недель

Поколение смартфонов

0

Более 12 недель

Чужого не надо

0

Более 12 недель

Владивосток-2000

0

Более 12 недель