В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Альбер Камю ― великий «посторонний»

Интересное

Более 12 недель

Альбер Камю ― великий «посторонний»

Автор: Евгений Данилов

В 103-й день рождения Камю вспоминаем основные идеи Нобелевского лауреата

#АльберКамю, #Абсурд , #Экзистенциализм , #Литература , #Философия, #НобелевскаяПремия

421

0

Автор: Евгений Данилов

В 103-й день рождения Камю вспоминаем основные идеи Нобелевского лауреата

#АльберКамю, #Абсурд , #Экзистенциализм , #Литература , #Философия, #НобелевскаяПремия

0%

Он утверждал абсурд как единственную реальность, что не помешало писателю стать «совестью Запада» и вечным скитальцем, так и не нашедшим приют ни в одном из актуальных течений современности. «Вместе с тем» пытается разобраться в сложной и противоречивой системе философских взглядов крупнейшего мыслителя XX века.

Неприкаянность ― одно из качеств, пронизывающих всю жизнь Камю. Он был рожден в бедном алжирском городке Мондови 7 ноября 1913 года. Его отец погиб в битве во время Первой Мировой войны, а полуглухая безграмотная мать была вынуждена кормить семейство, добывая средства к существованию на низкооплачиваемых работах.

После школы Камю ждала каторжная работа на заводе, однако школьный учитель Луи Жермен разглядел в десятилетнем нищем мальчике талант, подготовил его к поступлению в лицей и даже добился стипендии. Неудивительно, что Камю вспомнит Жермена в своей Нобелевской речи.

2 (1).jpg
Первые эссе Камю выходили в студенческой газете «Юг»/ tumblr.com

Знакомство с литературой и философией происходит в 1932―1937 году в Алжирском университете. В конце 30-ых молодой философ вступает во Французскую коммунистическую партию, начинает активно заниматься театром и публиковать в газетах и журналах свои эссе.

В годы войны Камю примыкает к движению Сопротивления и становится членом подпольной организации «Комба». В 1942 году он заканчивает и публикует свое программное эссе «Миф о Сизифе», провозглашающее философию абсурда. Двумя годами ранее вышло еще одно наиважнейшее произведение автора ― повесть «Посторонний». Так Камю входит в большую литературу и философию.


Философия абсурдного времени

После Первой мировой войны перед литературой и философией встал наиважнейший вопрос: каким должен быть человек в новых условиях, какими идеалами он должен жить.

Иррациональная философия Шопенгауэра, Гуссерля, Ницше, Ясперса, Хайдеггера, Льва Шестова и других подготовила благодатную почву для развития идей нового времени. В эссе «Миф о Сизифе» Камю берет отправной точкой абсурд ― бессмысленность жизни, нелогичность мира, непредсказуемость истории, в которых вынужден существовать человек XX века.

3.jpg
На жизнь и творчество Камю огромное влияние оказал Достоевский/ tumblr.com

«Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии», ― пишет автор. По Камю, любая попытка наделить мир смыслом, будь то Бог или мораль ― бегство и трусость. Человек, который не лжет себе ― это человек, признающий абсурд как данность, как единственное, что можно утверждать. Отрицая абсурд, индивид отворачивается от мира, искажает и наделяет его иллюзорными качествами. Однако признание тщетности существования ― не причина для самоубийства, так как самоубийство ― тот же эскапизм, отказ от борьбы и смирение.

Единственный выход ― принятие абсурдной данности. И бунт, который есть «ясность видения». Наилучшая форма бунта ― это творчество. Творчество бессмысленное и бесполезное, «абсурдная радость», «великая пантомима» перед лицом неминуемого конца.


От «Постороннего» к борьбе с чумой

Идеи Камю изменялись на протяжении всей его жизни и находили отражение в художественных произведениях. В повести «Посторонний» (1942) главный герой переживает сложные метаморфозы духа и в финале остается за пределами человеческого общества, отказываясь играть по навязанным извне лицемерным и лживым правилам. Напротив, в романе «Чума», написанном после Второй Мировой войны, главный герой находит себя не вне социума, а непосредственно в нем, преодолевая отчужденность. Так сам Камю наметил для себя переход от бунтарства единоличного к бунтарству коллективному, общественному.

Примерно в это же время Камю, узнав об ужасах сталинизма, порывает с левым движением.

5 %28комментарий%29.jpg
Некоторые исследователи творческого пути Камю склонны объяснять перелом в его взглядах рождением двойняшек Жана и Катрин/ blogspot.com


«Совесть запада»

В 1957 году Камю получает Нобелевскую премию «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Ответственность человека за свой выбор ― вот центральная тема всей философии Камю. Как возможно оставаться свободным в мире, где политические, моральные и метафизические идеи ангажированы и нацелены на порабощение человека, усмирение его воли? Нацизм, фашизм, сталинизм, кровавые сражения, холодная война, испытание ядерного оружия ― лучшие подтверждения основных тезисов учения об абсурде.

6.jpg
«Я не могу жить без моего творчества. Но я никогда не ставил это творчество превыше всего»/ lifo.gr

Сегодня мы можем с легкостью списать Камю как устаревшего мыслителя и чересчур патетическую фигуру. Однако исторические процессы настоящего едва ли позволят нам это сделать. XX век не раскрыл всю полноту мысли гения, и его неудобная, противоречивая мысль актуальна сегодня. И это пугает сильнее всего.

Альбер Камю о пьесе «Бесы» (на французском)

Камю символично умер в дороге в январе 1960 года, разбившись в автомобильной катастрофе. До майских волнений во Франции, ставших мощнейшим толчком для всей современной литературной и философской мысли, оставалось 8 лет.


Заглавное фото: blogspot.com

Комментарии

0

Материалы автора

Жизнь и смерть Ромена Гари

0

Более 12 недель

4 квантовых прорыва

0

Более 12 недель

Неоновый век

0

Более 12 недель