В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Когда реклама — произведение искусства

Более 12 недель

Когда реклама — произведение искусства

Автор: Алла Бренева

Художники, навсегда изменившие мир рекламы

#Искусство, #Реклама, #Модерн, #Конструктивизм, #Поп-арт

688

0

Автор: Алла Бренева

Художники, навсегда изменившие мир рекламы

#Искусство, #Реклама, #Модерн, #Конструктивизм, #Поп-арт

0%

Сегодняшняя реклама в большинстве своем — контент, от которого хочется избавиться. Пользователи сети Интернет скрывают ее из своих лент, телезрители переключают каналы. И те же самые люди покупают календари и блокноты с образцами коммерческой графики первой половины XX века. Как тем плакатам и оберткам удается сохранять актуальность? Есть ли сейчас художники, чей рекламный продукт переживет столетия?

Модерн

01 (2).jpg
Реклама кабаре «Фоли-Бержер» Жюля Шере/ 2.bp.blogspot.com

Первые шаги в области коммерческого, но при этом эстетически ценного плаката сделали французские художники эпохи модерн Жюль Шере (1836-1932) и Эжен Грассе (1845-1917). Шере увеличил размер плаката, выдвинул на передний план энергичные большие фигуры. Он также упростил цвет, сведя его к сплошным контрастным заливкам.

02 (2).jpg
Плакат работы Эжена Грассе/ s008.radikal.ru

Эжен Грассе проделал титанический труд по созданию орнаментов и мотивов стиля модерн и виртуозно использовал их в рекламных плакатах.

Но все-таки первым художником, который в полной мере реализовал потенциал коммерческой графики, считается Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Больше всего он преуспел в жанре театральной афиши. Отдельного внимания заслуживает серия его плакатов, выполненных для кабаре «Мулен Руж». Тулуз-Лотрек ввел рекламу в сферу художественного творчества, определив основные направления ее развития в XX веке.

04 (2).jpg
Реклама сигарет Альфонса Мухи/ allpainters.ru

Говоря о модерне и искусстве рекламы, нельзя не упомянуть чешского художника Альфонса Муху (1860-1939). Он рекламировал не только театральные постановки, но и спички, велосипеды, какао, шампанское. Муха сумел сохранить свой уникальный стиль — сложные орнаменты из завитков и спиралей, похожие на фей томные героини, растительные мотивы — и в монументальных картинах на национальную тему, и в рекламе сигарет. Таким образом, он не опустился до ширпотреба, а поднял жанр графической рекламы до уровня высокого искусства.

Советские реклам-конструкторы

Создатели самых известных рекламных плакатов советской эпохи — художник Александр Родченко (1891-1956) и поэт Владимир Маяковский (1893-1930). Их творческий тандем разрабатывал и воплощал огромное количество агиток, а также с помощью плакатов продавал советским гражданам товары и услуги.

05 (1).jpg
Рекламный плакат Родченко и Маяковского/ irs0.4sqi.net

Родченко и Маяковский называли себя реклам-конструкторами. Их плакаты яркие, броские, в них графика сочетается с фотоколлажами, изображение — с хлестким, зачастую юмористическим текстом.

06 (1).jpg
Рекламный плакат с Лилей Брик на основе фотографии Родченко/ baykonur.kaluga.ru

Самый популярный плакат той эпохи изготовлен на основе фотографии музы Маяковского Лили Брик. Одетая как советская труженица, она призывает покупать книги Ленгиза. Этот эмоциональный портрет до сих пор часто используется при создании зазывных реклам. Почему же конструктивистские образы и способ подачи материала до сих пор актуальны?

— К сожалению, авангард превратился в поп-арт, — считает художник-монументалист Андрей Горбунов. — Использование элементов авангарда в рекламе, в первую очередь, связано с его условным, графическим языком. Но в случае с Родченко, кроме графической стилистики, используется и его ироничное смысловое наполнение. Его плакаты имеют ярко выраженную национальную экзотику, что вместе с иронией не дает покоя современным рекламщикам. Особенно на эти вещи западает западный зритель. Поэтому я бы заменил слово «актуально» на «модно», а слово «используют» на «спекулируют».

Бизнес-арт

Всем известный поп-арт возник в конце 1950-х годов и в качестве основного предмета использовал образы продуктов потребления.

07 (1).jpg
Энди Уорхол. Банка супа «Кэмбелл»/ jo-jo.ru

Одним из его идеологов стал художник Энди Уорхол (1928-1987). Первая его экспозиция заключалась в демонстрации около сотни копий упаковочной картонной тары, коробок из-под кетчупа «Хайнц» и стирального порошка «Brillo». Уорхол зарабатывал как на рекламе, ведя промокампании для крупных брендов, так и на искусстве, продавая свои картины за бешеные деньги.

Продолжателем традиций поп-арта в современном мире является японский художник Такаси Мураками. В 2009 году он снял для бренда Louis Vuitton сюрреалистический анимационный ролик. В нем логотип в виде панды оживает и проглатывает девочку, которая таким образом попадает в сказочный мир, где танцуют и прыгают абстрактные фигуры.

08 (2).jpg
Такаси Мураками для Louis Vuitton/ christies.com

Сегодня кажется сомнительным, что работы Мураками выдержат испытание временем. Все рационально-эстетические аргументы меркнут на фоне банки супа «Кэмпбелл», которую Энди Уорхол сумел сделать одним из главных арт-объектов последних десятилетий.


Заглавное фото: Альфонс Муха. Рекламный плакат велосипедов Waverley Cycles/ 4put.ru

Комментарии

0

Материалы автора

А был ли Бэнкси?

0

Более 12 недель

Из танцоров в кинозвезды

0

Более 12 недель

Блеск и роскошь Голливуда

0

Более 12 недель