В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Старые новые сказки

Более 12 недель

Старые новые сказки

Автор: Алла Бренева

Почему массовая культура снова и снова пытается переосмыслить классические сказочные сюжеты


#Сказки, #Кино, #Архетипы

445

0

Автор: Алла Бренева

Почему массовая культура снова и снова пытается переосмыслить классические сказочные сюжеты


#Сказки, #Кино, #Архетипы

0%

В 2010 году поднялась и не спадает до сих пор волна популярности на сказочные сюжеты. Все новые и новые Белоснежки, Золушки и Прекрасные Принцы штурмуют киноэкраны. В чем же причина столь сильной любви к детским сказкам и что пытаются обнаружить художники, режиссеры и зрители в знакомых до последней буквы историях?

Сказки для взрослых

Появление жанра фэнтези значительно расширило аудиторию книг и фильмов о всевозможных чудесах. Чтобы не терять зрителя, сценаристы и режиссеры добавляют сказочным героям лет, помещая их в близкий взрослым контекст и заставляя решать взрослые проблемы. Таким образом, сказки о непослушных детях становятся историями о борьбе за независимость и поиске личного счастья.

Одной из первых ласточек стала «Алиса в Стране чудес» 2010 года. В кроличью нору в интерпретации режиссера Тима Бертона провалилась не маленькая девочка, а взрослая девушка, что не могло не сказаться на тональности ее приключений. В фильме появляется легкая романтическая линия главной героини и Безумного Шляпника (думается, Льюису Кэрроллу такое могло только присниться в страшном сне). А ближе к концу фильма Алиса, будто Орлеанская дева, облачается в доспехи и небезуспешно машет мечом.

01.jpg
Украшение в стиле «Алисы в Стране чудес» Тима Бертона/ Наталья Галецкая/ irondragonfly.livejournal.com

Эстетика фильма оказалась настолько вдохновляющей, что начали появляться ее интерпретации, выполненные фотографами и художниками. Так, к «Алисе» Бертона обратилась дизайнер украшений Наталья Галецкая. «Наши украшения созданы таким образом, чтобы производить впечатление хаотичного, случайного нагромождения разнородных элементов, где рядом соседствуют кристаллы Сваровски, жемчуг, и тут же — пуговицы и ракушки. Обычно в сновидениях бессознательное компонует разные образы, впечатления и воспоминания — такое же впечатление производит и текст «Алисы». Мне хотелось передать эту дробность и иррациональность, ощущение мира-сновидения, существующего по своим законам», — рассказала Наталья «Вместе с тем».

Еще одна «повзрослевшая», но значительно менее удачно, история — «Красная шапочка» (2011) режиссера Кэтрин Хардвик. В ее версии Шапочка — девица на выданье, Волк — молодой оборотень, и между ними не все так однозначно, как в классической сказке.

В фильме «Джек и бобовый стебель» (2013) с великанами тоже борется не мальчик, но юноша, который в награду за смелость и смекалку получает любовь принцессы.

Приметы времени

Большинство классических сказочных сюжетов родом из Средневековья — эпохи, в которой понятия о тонкой душевной организации не существовало. Сказки изобиловали натуралистическими подробностями. В поздние времена пляски в раскаленных сапогах, отрезанные пятки и рожденные во сне дети были изъяты из предназначенных для публикации версий.

02.jpg
Кадр из сериала «Однажды в сказке». Белоснежка, Прекрасный Принц и их дочь Эмма/ 3.bp.blogspot.com

Современность также адаптирует сказочные сюжеты под себя. Например, меняет гендерные роли персонажей. В сериале «Однажды в сказке», который стартовал в 2011 году и недавно был продлен на шестой сезон, основной конфликт, в том числе вооруженный, разворачивается между тремя женщинами — Белоснежкой, ее дочерью Эммой и злой королевой Реджиной. При этом Прекрасный Принц — примерный семьянин и чувствительная натура — дает волю слезам достаточно часто.

03.jpg
Кадр из сериала «Гримм»/ img.mota.ru

В сериале «Гримм» детектив из отдела убийств узнает, что является потомком группы охотников. Те борются со сверхъестественными существами с целью сохранить человечество. Сквозь сказочный антураж проглядывают вполне современные ужасы: продажа людей на органы, семейное насилие, похищения ради выкупа. Какое время — такие и страхи.

Вечные темы

В то же время сказки содержат архетипические сюжеты, актуальные для всех эпох. Так «Белоснежка», которую в последние годы не экранизировал только ленивый, противопоставляет искусственную красоту естественной, идущей изнутри — показывает превосходство второй над первой.

04.jpg
Кадр из фильма «Белоснежка: Месть гномов»/ ovideo.ru

Приключения героев все так же символизируют обряд инициации, необходимый для перехода в новое состояние. Победи Бармаглота, великана, проклятие — только так ты получишь право самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то есть стать взрослым. Идея справедливого воздаяния тоже не теряет остроты. Современному человеку как и сотни лет назад крайне приятно наблюдать за тем, как злодеи и герои получают по заслугам.

«Работая над иллюстрацией, ты играешь с ассоциациями, а сказочные персонажи — это известные всем яркие образы. Поэтому чего только с ними не делали в массовой культуре. Они и страдали от алкоголизма в социальной рекламе, и участвовали в фотосессиях гламурных фотографов. Я сама их использую для детских афиш, но часто осовремениваю, — отметила собеседница «Вместе с тем» дизайнер Наталья Родионова. — Новых ассоциаций для каждого персонажа можно придумать много, и все они будут легко считываться».

В вопросе со сказками играет значительную роль и еще одни вечный «сюжет» — деньги. Экранизации и другие интерпретации сказок продолжают приносить неплохой доход, а это значит, что мы еще не раз встретимся с их героями.


Заглавное фото: Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес»/ /i1.imageban.ru 

Комментарии

0

Материалы автора

А был ли Бэнкси?

0

Более 12 недель

Из танцоров в кинозвезды

0

Более 12 недель

Блеск и роскошь Голливуда

0

Более 12 недель