В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

До свидания, дети
0%

В ночь с 3 на 4 ноября стало известно о кончине легендарного деятеля советской цирка — клоуна Олега Попова. «Вместе с тем» вспоминает мир советской клоунады и его самых ярких представителей.

Государственный советский цирк появился в 1919 году, и с первых лет клоунада стала одним из лидирующих и любимых публикой жанров. В то время как на Западе клоун лишь развлекал зрителей во время подготовки следующего выступления, советская школа клоунады отвела ему совсем иную роль.

На первый план вышли не яркий грим и нелепый костюм, а лицо актера и смелая, часто провокационная мысль, заложенная в номер. Образ каждого советского клоуна индивидуален. Как говорил Олег Попов, повторяя завет своего учителя Карандаша: «Клоуна должны узнавать по тени».


Карандаш (Михаил Румянцев)

01.jpg
Карандаш на манеже/ фотоархив журнала «Огонек»

Один из первых и сразу — великих — деятелей советской клоунады был также и первым выпускником профессионального циркового училища, которое теперь носит имя Михаила Румянцева. Начинал как художник-плакатист, а в 25 лет, увидев рядом с собой звезд театра и немого кино — Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса — решил стать артистом.

Уже через два года Михаил Румянцев выходит на сцену, но пока в образе Бродяги Чарли Чаплина. Знаменитый Карандаш появляется на арене Ленинградского цирка только в 1935 году. Псевдоним 34-летний клоун связал со своим художественным прошлым, назвав образ в честь французского карикатуриста российского происхождения Каран Д’Аша (настоящее имя — Эммануил Пуаре).

02 (1).jpg
Сатирический образ Михаила Румянцева / фотоархив журнала «Огонек»

Стиль Карандаша отличала сатира. Во времена Великой Отечественной войны клоун пародировал речи фашистских лидеров, а после смело высказывался о ситуации в стране. Карандаш был не многословен, но оттого не менее эффектен: его легендарным номером в годы застоя стал выход на сцену с авоськой, набитой муляжами в виде деликатесов. После долгого молчания клоун произносил: «Я молчу потому, что у меня всё есть. А вы почему?!».


Юрий Никулин

Один из самых известных номеров Юрия Никулина

Старший сержант, 25-летний Юрий Никулин, награжденный медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией», после того как его не взяли во ВГИК ввиду «отсутствия таланта», поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Впервые появился на арене в 1948 году, а следующие два года был ассистентом великого Карандаша.

Юрий Никулин долгие годы выступал с другим отечественным клоуном Михаилом Шуйдиным. Тандем строился на противоречии типажей клоунов: Шуйдин — разудалый рубаха-парень, а Никулин — меланхоличен и ленив. В 1958 году свой комедийный талант Никулин впервые применил в кинематографе.

03.jpg
Василий Лопатин в «20 дней без войны» — главная драматическая роль Юрия Никулина / rutlib.com

Вместе с тем Никулин, снискавший популярность как актер советских комедий, справлялся и с серьезными драматическими ролями. Одну из них он исполнил в фильме «Андрей Рублев». Когда любимый многими Никулин появлялся в кадре, из зала доносился смех — по привычке, но Андрей Тарковский никогда не жалел о своем выборе: «Я пожертвовал чистотой эстетики ради настоящего народного артиста», — говорил режиссер.

Несмотря на успех в кино, Юрий Никулин никогда не бросал клоунаду и выступал в цирке до 60 лет, а после этого стал главным режиссером цирка на Цветном Бульваре.


Олег Попов

04 (1).jpg
Солнечный клоун — Олег Попов / livejournal.com

Другой ученик Карандаша начинал цирковую карьеру в качестве эквилибриста. Но вскоре Олег Попов стал работать над новым амплуа и превратился в «Солнечного клоуна» — никогда не унывающего паренька с копной золотистых волос. Его самым популярным номером стал «Лучик», в котором клоун ловит луч прожектора в авоську или плетеную корзинку.

Расставание Попова с российской публикой произошло дважды. Впервые — незадолго до распада СССР, когда уже будучи пенсионером он переехал в Германию. Там «Солнечный клоун» стал «Счастливым Гансом», работал над реквизитом в собственной мастерской и на протяжении десятилетий приучал европейского зрителя к другой, осмысленной и трогательной клоунаде.

В ноябре 2016 года случилось второе расставание с родной страной — теперь уже навсегда. Олег Попов вернулся в Россию с гастролями: дал 60 представлений в Санкт-Петербурге, а после отправился в тур по России, но доехал только до Ростова-на-Дону, подарив лучик радости ростовчанам в пасмурные ноябрьские дни.

Последний выход Олега Попова на манеж


Вячеслав Полунин

05.jpg
Руководитель театра «Лицедеи» в своем фирменном образе / jpost.com

Один из наследников традиций советской клоунады сегодня — Вячеслав Полунин. Когда-то в детстве Славу вдохновили фильмы Чарли Чаплина, и, окончив школу, он отправился в Ленинград для поступления в театральный институт.

Имя Славы Полунина зазвучало в 1980 годах, когда он вместе со своими коллегами создал известный на всю страну и за ее пределами театр «Лицедеи». Советские клоуны всегда были немногословны, а к 1990-м все большую популярность набирал жанр пантомимы. «Лицедеи» создавали номера на грани жанров и сформировали уникальный стиль на стыке клоунады, эстрады и трагифарса. Самыми известными репризами Полунина стали номера «Асисяй!», «Низзя» и «Грустная канарейка».

06.jpg
Сцена из спектакля «сНЕЖНОе шоу» / krskplus.ru

Артист много работает за пределами страны, но и в России проходит его знаменитое «сНЕЖНОе шоу». В 2013 году Полунин стал художественным руководителем Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке, планирует создать новый формат представления: соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом. «Одно из моих любимых занятий — это размытие границы между жизнью и искусством», — признается артист.

Комментарии

0

Материалы автора