В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Звуковой коллаж: искусство склеивать

Музыка

Более 12 недель

Звуковой коллаж: искусство склеивать

Автор: Вилли Тонисон

Как из фрагментов получается новая музыка

#Музыка, #ЗвуковойКоллаж, #SoundCollage, #Experimental , #Negativland

358

0

Автор: Вилли Тонисон

Как из фрагментов получается новая музыка

#Музыка, #ЗвуковойКоллаж, #SoundCollage, #Experimental , #Negativland

0%

Использованием элементов разных композиций при создании нового трека никого не увидишь: всем известно что такое сэмпл — именно он стал музыкальной основой хип-хопа. Но как существуют записи, полностью составленные из фрагментов чужих музыкальных произведений?

Любителям творчества Виктора Пелевина наверняка знаком термин «контент-сомелье» — это человек, создающий новое произведение исключительно из готовых «ингредиентов». Артист, работающий в жанре звукового коллажа, фактически занимается тем же самым. Бесспорно, звуковой коллаж — типичный продукт постмодернизма, именно поэтому коллажи часто сделаны с иронией, достигаемой благодаря радикально новой интерпретации известных произведений. Помещая фрагмент в коллаж, музыкант меняет его контекст — так он высказывает свое творческое видение.

Возможно, именно поэтому альбомы звуковых коллажей чаще всего концептуальны, а за личностью артиста стоит какая-либо идеология — вовсе не обязательно политическая. Так или иначе, звуковой коллаж либо поражает слушателя остроумием, либо шокирует «эзоповым языком».

Самым выдающимся явлением в мире звуковых коллажей является, бесспорно, американская группа Negativland.

2 (2).jpg
Negativland / Negativland.com

Этот коллектив из Сан-Франциско, названный в честь одной из песен легендарной в мире краут-рока группы Neu!, сам стал легендой. Negativland стартовали еще в 1979 году и долгое время (с 1981 по 2015) вели радиошоу, а также основали лейбл для выпуска своих записей. Хотя первые и альбомы команды были по-своему занимательными, настоящий прорыв произошел после выхода альбома «Escape from Noise» в 1987 году, в котором музыканты проявили себя как беспощадные сатирики.

Последовавший после «Helter Stupid» только укрепил их репутацию, а затем менеджмент группы U2 подал на Negativland в суд за использование сэмпла из большого хита ирландцев — «I Still Haven’t Found What I’m Looking For». Судебный процесс, конечно, здорово увеличил аудиторию скромных американцев, но и едва не разорил независимый коллектив. Любопытно то, что сами музыканты U2 не возражали против использования их сэмплов.

3 (2).jpg
Negativland «обращаются» к Боно, лидеру U2 / FanaticPromotion.com 

Следующим «прорывом» Negativland стал альбом «Dispepsi», абсолютизирующий роль рекламы: гимны газировке составлены с таким уровнем сарказма, какого мало кому удавалось достичь.

4.jpg
Negativland и Pepsi / Dinca.org

https://www.youtube.com/watch?v=Kai-mgp8cEw

Достижением коллажного жанра стала борьба за «честное использование» сэмплов. Конкретно Negativland приняли серьезное участие в разработке лицензии Creative Commons, по которой сейчас работает Википедия. Помимо Negativland, большой вклад в развитие звуковых коллажей внесли Джон Освальд, The Tape-Beatles и The Evolution Control Committee. Нельзя не вспомнить и группу Culturcide, которая подвергалась судебному преследованию за использование сэмплов в своем запредельно веселом пародийном альбоме «Tacky Souvenirs of Pre-Revolutionary America» даже раньше, чем легендарные Negativland. «Музей — это концлагерь», — провозглашают Culturcide. Искусство должно быть свободным!

Композиция Culturcide “Bruce” (пародия на Брюса Спрингстина)

Negativland продолжает выпускать альбомы. В этом году коллектив порадовал фанатов новинкой «Presents Over The Edge Vol. 9: The Chopping Channel». Но над временем не властен никто — за последние полтора года из жизни ушли двое из основных участников коллектива.


— Коллажи делаются не только для смеха, даже несмотря на то, что в них по определению силен элемент пародии, — рассказали «Вместе с тем» участники российского проекта Nervöse Leute, работающего в жанре звуковых коллажей. — Коллаж — это альтернативное выразительное средство, более широкий взгляд на песни в целом. Слушая коллажи, часто бывает и смешно, и страшно, так как они даже точнее отображают нашу действительность, чем традиционная музыка. Видимо, поэтому «продвинутая» молодежь и потянулась к этому жанру.

Звуковой коллаж можно назвать развлечением для интеллектуалов. Не зря один из основателей Negativland взял псевдоним «Джойс». Коллаж — это предельно «джойсовская» музыка, благородное и сложное искусство.


Заглавное фото: визуализация звукового коллажа / WordPress.com

Комментарии

0