В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Сила псевдонима

Навыки

Более 12 недель

Сила псевдонима

Автор: Алла Бренева

Почему в эпоху «победившего феминизма» женщины продолжают подписывать свои работы мужскими именами?

#Литература , #Псевдонимы , #Писательницы , #ДжоанРоулинг , #МаксФрай , #АндреНортон

1161

0

Автор: Алла Бренева

Почему в эпоху «победившего феминизма» женщины продолжают подписывать свои работы мужскими именами?

#Литература , #Псевдонимы , #Писательницы , #ДжоанРоулинг , #МаксФрай , #АндреНортон

0%

Псевдоним — изобретение популярное, его используют представители различных профессий во всевозможных целях. Но, пожалуй, наиболее часто свое имя скрывают писатели, а среди них — женщины. Редакция «Вместе с тем» нашла четыре причины для подобной скрытности.

В апреле увидел свет новый детектив Роберта Гэлбрейта «На службе зла». Ни для кого не секрет, что под маской брутального детективщика, бывшего штатского следователя военной полиции, скрывается известнейшая писательница — автор серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Ее имя давно стало брендом. Что бы она ни написала — кулинарную книгу, пьесу, роман или детектив — публика сметает новинку с полок. К чему тогда эти игры с читателем?

01 (1).jpg
Джоан Роулинг 

Роулинг заявила, что возможность получить объективные отзывы читателей доставила ей удовольствие. Злые языки также поговаривали, что вся история с псевдонимом и его якобы случайным раскрытием настоящей личности автора была рекламной акцией, направленной на подогревание читательского интереса. Действительно, продажи первого детектива «Гэлбрейта» резко выросли после того как выяснилось, что это никакой не Гэлбрейт.

Итак, причина первая: в современном мире мужской псевдоним может быть необходим и уже популярной писательнице — для непредвзятой оценки читателей, и, причина вторая — он может пригодиться для создания вокруг своей персоны дополнительного ажиотажа. Стоит заметить, что для этих целей отлично подошел бы и женский псевдоним.

Другое дело XIX век — мужские псевдонимы тогда были особенно распространены в среде женщин-авторов. Пожалуй, самые знаменитые из них: Жорж Санд (урожденная Аврора Дюпен), сестры Бронте, начинавшие свой литературный путь как «братья Каррер», Джордж Элиот (для знакомых — Мэри Энн Эванс). Все они были вынуждены прятаться за мужскими именами, чтобы получить возможность публиковаться и быть принятыми всерьез, без поправок на свой пол. Кстати, Шарлотте Бронте, автору романа «Джейн Эйр», который вновь и вновь экранизируют едва ли не каждую пятилетку, коллеги по цеху советовали бросить писательское ремесло и заняться хозяйством. Читателям всего мира повезло, что Шарлотта не отнеслась серьезно к этому милому совету.

Можно подумать, что необходимость в мужских псевдонимах с целью борьбы с дискриминацией для женщин осталась далеко в прошлом. Однако когда популярность приобрел фантастический жанр, оказалось, что читатели-мужчины предпочитают покупать книги, подписанные мужскими же именами. Женские имена ассоциируются с любовными изысканиями, а не головокружительными приключениями.

02 (1).jpg
Андре Нортон 

Американка Эллис Мари Нортон, написавшая в 1934 году военный роман «Повеление принца», была, вероятно, удивлена, когда издатели настоятельно порекомендовали ей взять мужской псевдоним. Иначе, по их словам, книгам популярности не видать. Все последующие романы автора выходили под именами Андре (или Эндрю) Нортон и Аллен Уэстон. Несмотря на это, еще при жизни тайна псевдонима Нортон была раскрыта. Писательницу нарекли «великой леди фантастики», а Американская ассоциация писателей-фантастов наградила ее титулом Великого Мастера.

 — Мне кажется, что дискриминация в литературной среде и сегодня никуда не делась, — делится с корреспондентом «Вместе с тем» писатель-фантаст Светлана Дильдина. — В чем-то, может быть, дела обстоят и хуже, чем в XIX веке: в то время если уж ты пробилась — то прочтут. Речь не обо всех жанрах, конечно, но по ряду направлений нередки комментарии вроде: « Я женщину даже читать не буду», и это до открытия книги. Неоднократно такое наблюдала и в фантастике. Добавляются к этому и другие популярные предубеждения: у женщин, например, очень любят «находить» отсутствие логики. Неудивительно, что многим не хочется заведомой субъективности. Но самой мне псевдоним использовать не пришлось.

Причина третья: мужской псевдоним бывает необходим во все еще актуальной борьбе с дискриминацией.

03.jpg
Светлана Мартынчик 

Современный русскоязычный автор Макс Фрай, пишущий в жанре, который можно назвать городским фэнтези, тоже оказался женщиной — Светланой Мартынчик. Но Макс Фрай стал не просто мужским именем на обложке, за которым спряталась талантливая женщина, а полноценным героем с прошлым, настоящим и будущим. Личность автора так тесно переплелась с историями ее персонажа, что до сих пор непонятно, какие именно черты своего характера Мартынчик приписала своему Максу, а какие придумала из ничего. Литературная мистификация была раскрыта через несколько лет после начала издания книг Макса Фрая — тогда их популярности уже ничто не угрожало.

Четвертая причина для псевдонима: он может помочь в своеобразной литературной игре, где «смена» пола оказывается как нельзя кстати.

Неизвестно, смогли бы стать книги Фрая столь же популярными, если бы Светлана Мартынчик подписала их своим именем, но одно можно сказать точно: тайное всегда становится явным. По каким бы причинам женщинам не приходилось прятать свое лицо под мужской маской, аудитория рано или поздно узнает, кто под ней скрывается.

Комментарии

0

Материалы автора

А был ли Бэнкси?

0

Более 12 недель

Из танцоров в кинозвезды

0

Более 12 недель

Блеск и роскошь Голливуда

0

Более 12 недель