В эфире Online FM

Голосуйте за любимые композиции, чтобы поднять их наверх плейлиста.
(только для зарегистрованных пользователей)

Михаил Кашин: Здесь была «железная Васса»

Истории

Более 12 недель

Михаил Кашин: Здесь была «железная Васса»

Автор: Людмила Вожакова

О ком Максим Горький писал в своей последней пьесе


#Горький, #ВассаЖелезнова, #Прототипы

1586

0

Автор: Людмила Вожакова

О ком Максим Горький писал в своей последней пьесе


#Горький, #ВассаЖелезнова, #Прототипы

0%

Наступивший июнь — восьмидесятый со дня смерти одного из самых значительных русских писателей и мыслителей. В родном Нижнем Новгороде творчество Алексея Максимовича особенно ценят за сокрытые в нем исторические сведения — даже уехав, Горький не переставал писать об увиденном на малой родине. Не стала исключением и одна из самых знаменитых работ писателя — пьеса «Васса Железнова», которых, кстати, было написано две — в 1910 и 1935 году. В основу обеих легла история нижегородской пароходовладелицы.

Кашина Мария Капитоновна широко известна в истории нижегородского предпринимательства — ловкая купчиха, оказавшаяся во главе крупного пароходства после смерти мужа в 1897 году, значительно расширила доставшееся ей дело: общий состав флота к 1900 году достиг девяти судов, значительно увеличилась сеть маршрутов по Волге и Оке, началось регулярное пароходное сообщение между Нижним Новгородом и Москвой. Известна Мария Капитоновна еще и тем, что считалась среди прочих дельцов «стервой» — так реагировали непривыкшие к женской резкости современники на серьезные успехи и решительные методы предприимчивой вдовы.

1.jpg
Мария Кашина

Муж Марии Капитоновны, Михаил Кашин, более половины жизни был ярославским крестьянином, пока не нашел применения оставленными от отца сбережениями — тот их скопил еще будучи крепостным и живя «у барина». Спустя череду оборотов полученного наследства, Михаил Кашин в 1870-х годах приехал в Нижний Новгород на собственном пассажирском пароходе «Аввакум». На этом пароходе он и начал ходить между Нижним и Пучежем, Нижним и Исадами. Бывший крестьянин работал на судне самостоятельно: был и хозяином, и капитаном, и приказчиком, и пристанщиком.

Спустя двадцать лет Михаил Кашин превратился купца первой гильдии, а по Волге ходила уже целая флотилия его пароходов — во главе с двухтрубной «Марией», названной в честь молодой жены. Мария Капитоновна, также как и ее муж, была родом из ярославской крестьянской семьи, а свою «карьеру» начала в пароходстве кассиром, после чего была переведена в ревизоры. Молодая женщина была энергичной и решительной, и достаточно быстро стала правой рукой мужа в коммерческих делах.

3 (2).jpg

Горького, вероятно, сильно впечатлил так не полюбившийся современниками характер пароходовладелицы Кашиной — оба варианта пьесы получились феминистическими, и Васса в обоих вариантах «железная». Только вот «железность» эта проявляется по-разному — сказывается временно промежуток в двадцать пять между написанием пьес.

– Первый вариант «Вассы» 1910 года имеет подзаголовок «Мать» — Горький обращается к семейной теме и развивает ее по-своему. Пьеса держится на изображении характера главной героини и ее понимании материнского долга. «Материнство» Вассы - это мотив всех ее поступков, — рассказывает Агафонова Елена, заведующая литературным музеем при музее Максима Горького. — В 1935 году Горький написал новый вариант пьесы, но и от первого варианта не отказывался, из собрания сочинений не исключал. Изменилось мировоззрение писателя, события первого десятилетия XX века осмыслялись им иначе — через судьбу личности. В новую пьесу Горький включил социальный классовый конфликт двух умных женщин — Вассы и ее снохи — социалистки-революционерки Рашели. Во второй редакции образ Вассы укрупняется: в ней нет мелодраматических тайн, недосказанности, героиня обретает цельную, новую, понятную жизнь. Изменяется и мотивация поступков Вассы. Если в первом варианте ей движет железное материнство, то во втором — железное желание процветания своего дела ради семьи.

Особенно видны перемены в настроениях Максима Горького в финале второй редакции пьесы — Васса, закрутившись в делах пароходства, внезапно умирает, и только одна ее дочь оплакивает потерю, члены семьи остаются при желанном наследстве. В первой же редакции Васса одерживает верх над неблагодарными сыновьями, требовавшими свою долю, и, угрюмо усмехаясь, говорит любимым дочери и снохе: «Чудится мне... Не знавать мне покоя... не знавать... никогда!»

444.jpg
Пристань общества «Русь» нижегородской купчихи Марии Капитоновны Кашиной/river-forum.ru 

О последних годах самой Марии Капитоновны газета «Волго-Невский проспект» пишет так: «В начале XX века конкурентная борьба между пароходчиками усилилась. В 1912 году два крупных волжских пароходства — «Кавказ и Меркурий» и «Волжское общество» — слились в одну кампанию. В следующем году Кашина, не справившись с сильными конкурентами, была вынуждена продать свое предприятие более чем за 1 миллион 300 тысяч рублей. Последние годы она сильно болела и скончалась 29 сентября 1916 года, пережив своего мужа почти на двадцать лет. Похоронены Кашины на Крестовоздвиженском кладбище, их могилы утеряны, как и все кладбище».

После разорения предприятия Марии Кашиной на Волге не осталось ни одного частного пароходства, а после Октябрьской революции и национализации флота все старые суда получили новые имена, стерев тем самым последние напоминания о бывших владельцах.

Комментарии

0

Материалы автора

Московские сезоны

0

Более 12 недель

Праздник за решеткой

0

Более 12 недель

SantaCon

0

Более 12 недель

Выходные без Фиделя

0

Более 12 недель